О важности наблюдения при овладении ритмологией
Случайностей нет. Базовый принцип мировосприятия в ритмологии
Евдокия Дмитриевна Лучезарнова из времени о времени
Ритмомеры как комплексная методика выхода из проблем
Живая книга как музыка и инструмент
Радаст как объемное прикосновение времени
по материалам ритмомеры «Каким должен быть осваивающий ритмологию»
Освоение ритмологии предполагает развитие определенных компетенций. Евдокия Дмитриевна Лучезарнова выделяет в числе приоритетных компетенций – навык наблюдения: «Ритмология есть постоянный анализ и наблюдение своей жизни». Необходимо отметить, что при кажущейся простоте процесс наблюдения и в обычной жизни и в ритмологии обладает сложной структурой, включающей в себя как непосредственную фиксацию себя и окружающих в ситуации, так и отслеживание внутренних реакций на событие на себя по отношению к событию. В этой статье мы проанализируем некоторые общие психологические закономерности, касающиеся процесса наблюдения, и отметим специфику их проявления в ритмологии.
Вначале более детально рассмотрим структуру самого наблюдения. Процесс наблюдения начинается с управления вниманием. В повседневной жизни любой шаг человека сопровождается актами произвольного и непроизвольного внимания, помогающими ориентироваться в ситуации и целенаправленно сортировать впечатления в соответствии с программами текущего действия. Над этим уровнем надстраиваются более специализированные акты самоотражения, позволяющие человеку отслеживать протекание внутренних эмоционально-волевых и мыслительных процессов. У одаренных людей эти акты могут развиться до самостоятельных сложных форм интеллектуальной деятельности, таких как рефлексия, интроспекция и созерцательная медитация. В результате человек получает доступ к богатому жизненному материалу для ритмологического анализа и оценки собственного существования в мире.
И все же в обычной жизнедеятельности мы привычно довольствуемся усеченными, недифференцированными формами внимания, фрагментируя целостный опыт проживания под актуальные нужды момента. Кроме того, обычному человеку свойственно эмоционально захватываться ситуацией вплоть до полного отождествления себя с собственными переживаниями. В этом случае сознание словно растворяется в ситуации и, без остатка вовлеченное в происходящее, парадоксальным образом не помнит себя. В психологии подобное отождествление с происходящим называется ассоциированной позицией или включенным наблюдением первого порядка. Для освоения ритмологии этой позиции явно недостаточно. Требуются специальные техники, помогающие расслоить внутреннего наблюдателя, чтобы дистанцироваться от происходящего и подняться над ситуацией. Такой навык в психологии называют позицией диссоциированного наблюдения, которая в свою очередь разделяется на наблюдателя второго порядка, воспринимающего себя и ситуацию как зритель из зала перед экраном кинотеатра, а также наблюдателя третьего порядка, фиксирующие мысли, намерения и эмоции зрителя по поводу всего того, что происходит на экране.
Итак, мы зафиксировали, что помимо привычных способов использования внимания существуют развитые формы наблюдения, а также порядки наблюдения, без совершенствования которых, невозможно овладеть ритмологическим знанием. Евдокия Дмитриевна Лучезарнова определяет их следующим образом: «Есть я как участвующий в событии, есть наблюдатель за мной, участником события, есть фиксирующий моё отношение к событию, есть фиксирующий моё отношение к другим участникам события». Важно осознавать, что развитие в себе сложного наблюдателя – это не разовый акт, а длительный процесс формирования системного интеллектуального навыка. Одним из главных препятствий при его формировании является сложность совмещения в едином фокусе внимания действия и наблюдения за ним. О чем свидетельствует известный пример задумавшейся о своей ходьбе сороконожке. Поэтому полезно, развивая навыки сложного наблюдения, ориентироваться на достижение естественного режима их протекания. Регулярность, частота и постоянство тренировки придадут процессу наблюдения непроизвольный характер, превратив его в привычку согласно изречению habitus est secundum naturam – привычка вторая натура.
Далее по мере освоения базового навыка наблюдения вполне естественно возникает вопрос, какие именно ситуации стоит отслеживать в качестве предмета ритмологического наблюдения. Действительно, любое наблюдение – это не просто следование за потоком стимулов, но отбор и сортировка данных восприятия под конкретные задачи наблюдателя. А в ритмологии наблюдение в еще большей степени подчинено строгой логике развертывания события. В ином случае следование за потоком стимулов может стать формой полевого поведения, подробно обсуждаемого современными психологами как болезнь нашего времени. Экспансия образов, создаваемых маркетингом впечатлений, информационный шум, заполняющий перенасыщенное коммуникативное пространство, легко сбивают с толку сознание обывателя, делая его всё менее аутентичным и всё более подверженным вторжению навязанных смыслов.
Евдокия Дмитриевна Лучезарнова в ритмомере «Каким должен быть осваивающий ритмологию» предлагает начинать упорядочивание собственной жизни с сортировки событийного ряда. Критериями сортировки жизненных ситуаций являются их повторяемость и целесообразность для дальнейшего ритмологического анализа. В соответствии с этими критериями получаем три группы явлений?: события, проблемы и ущербы.
События представляют значимые изменения в жизни человека, несущие для него вполне определенный экзистенциальный смысл. Они запоминаются как важные вехи жизненного пути и надолго сохраняются в памяти. Именно они сплетаются в единую Ленту Жизни. В ритмологии утверждается, что ритмологический анализ целесообразен исключительно только для событий. Но поскольку, как мы уже отмечали, что неподготовленное сознание склонно растворяться в эмоционально значимых ситуациях, поддаваясь давлению внешнего поля, то события для среднестатистического человека чаще всего так и остаются неразобранными и не проясненными на предмет их жизненного смысла. Соответственно, событийные повторы постепенно оборачиваются проблемами. Поэтому повседневная жизнь воспринимается типичным современным человеком именно как процесс решения проблем, предстает как череда неотложных дел разной степени срочности и важности. Повторяемость же проблем придает им рутинный характер, а часть из них достигает той степени инертности, когда они окончательно закостеневают в жестких шаблонах и сценариях, покидая сферу сознания, лишаясь какого-либо значимого смысла. Это оборачивание событий превращает проблемы в ущербы и делает их непригодными для дальнейшего ритмологического анализа. Тех же, кто желает найти выход из состояния ущербов, Евдокия Лучезарнова отсылает к письму «Среди звезд» в «Живой книге».
Жизнь людей, оказавшихся в состоянии ущербов, напоминает бег белки в колесе повседневных забот. Зацикленность на жизненном минимуме, узость интересов, слабая информационная восприимчивость делают подобное существование малоосмысленным. И в тоже время в каждом человеке скрыт огромный потенциал, который легко может быть активизирован при грамотном ритмологическом сопровождении. Тем более что неискушенное сознание более податливо и искренне в своем продвижении.
В обыденной жизни и практической психологии получили широкое распространение практики объективации, они играют значительную роль в самых разнообразных психотерапевтических подходах. Под объективацией подразумевается вынесение накопленных впечатлений наружу. Объективировать – означает вынести вовне, сделать переживания явными и тем самым дистанцироваться от них. Еще до возникновения научной психологии было наработано множество способов объективирующего освобождения сознания от психологического груза, возникающего под давлением тяжелых жизненных обстоятельств и критических ситуаций.
Психологический механизм разрядки здесь вполне очевиден: объективируя переживания, проговаривая ситуацию, мы тем самым отстраняемся от нее и сбрасываем с себя отрицательные эмоции, получая взамен ощущение облегчения. Здесь уместно вспомнить распространенные в популярной психологии советы по использованию замещающих действий: выразить гнев по отношению к обидчику в письме, накричать на фотографию руководителя, выговорится коллеге по работе или излить душу близкому человеку. Другой способ объективации, рекомендуемый в популярной психологии, заключается в разрядке с помощью переключения активности: пойти проветриться, заняться спортом или шоппингом и т.д. Главное – не держать эмоции в себе, дать возможность гневу, раздражению и обиде выплеснуться, дабы не причинить вред самому человеку в виде аутоагрессии, являющейся причиной самых разнообразных психосоматических расстройств.
Обычно отмечаются только положительные стороны практики объективации. Но в контексте освоения ритмологии необходимо отметить и неявные опасности, связанные со злоупотреблением данной практикой.
Во-первых, замещение ничего не решает в вопросе по существу. Сбрасывая негатив без анализа, мы тем самым закрепляем стереотип нерефлексивного реагирования на проблемные ситуации, привыкаем относиться к ним как само собой разумеющимся превратностям жизни. В этом случае практика объективации становится подобной таблетке, мгновенно купирующей боль, без устранения причины боли. В повседневной жизни мы сплошь и рядом довольствуемся утешением и сочувственной поддержкой со стороны близкого окружения вместо трезвого, пусть и нелицеприятного, восприятия истинного положения вещей.
Во-вторых, некритично объективируя впечатления вовне, мы вместе со сбрасываемым эмоциональным фоном выводим из сферы сознания и ценное внутреннее содержание возникающих ситуаций. Это в равной степени касается и отрицательных и положительных впечатлений. Объективация впечатления работает по принципу завершенного действия: рассказал и забыл. Память же подчиняется эффекту Зейгарник: хранить незавершенные действия. В результате можно расточительно и безвозвратно растерять всё то, что, возможно, имело непосредственное отношение к нашим основополагающим жизненным смыслам и целям.
Ясно, что наблюдение, сортировка и фиксация событий в ритмологии не имеет никакого отношения к подобным практикам объективации. При грамотном ритмологическом анализе все события прошлого должны быть бережно и внимательно распределены по соответствующим категориям, осмыслены и зафиксированы в тетрадях «Ничего случайного не бывает» и «Обо мне заботятся». Вслед за этим можно приступать к практике наблюдения текущих событий. И наблюдать полезнее всего простейшие повседневные дела, например, мытье полов, приготовление пищи. И, если в обычном режиме эти процессы протекают в формате полного автоматизма вне сферы осознания, то при грамотном ритмологическом наблюдении ни один из нюансов не ускользает от внимательного взгляда, после чего открывается широкое поле для глубоких осознанных выводов относительно собственной жизни.
Это очень важное отличие, поскольку цель наблюдения и сортировки событий в ритмологии совершенно иная, нежели объективация ради освобождения от переживаний как это часто понимается и практикуется в популярной психологии. Цель ритмологического анализа состоит в вычленении, прояснении и передачи события на Ленту жизни ради полноценного анализа и перевода в соответствующее ему место в событийном ряду. В этом и состоит суть разбора событий и вычищение Ленты жизни. Описывая ритмолога, проделавшего всю необходимую подготовительную работу, Евдокия Дмитриевна Лучезарнова пишет: «Всё, что вокруг такого человека происходит, является событиями, которые он тоже постоянно выстраивает в цепочки, а затем цепочки передает в знаки, или в знакоряды».
Таким образом, ориентация на чистые, первичные события является стержневой линией при освоении ритмологии, а ритмические действия выстраиваются от ущербов к событиям через аннигиляцию ущербов и решение проблем. И лишь очистив собственную Ленту жизни, ритмолог может, ˗ при наличии такого желания и дополнительной подготовки, ˗ оказывать ритмологическую помощь другим. В этом-то, конечно же, и состоит одно из уникальных преимуществ ритмологической услуги.
Итак, в данной статье мы кратко осветили с помощью Ритмомеры «Каким должен быть осваивающий ритмологию», в чем состоит ключевой навык ритмолога – наблюдение. Мы не ставили целью противопоставлять состав этого навыка обычному житейскому и психологическому пониманию. Скорее наоборот. Знание общепсихологических закономерностей, безусловно, облегчает и освоение ритмологического наблюдения. И в то же время навык сам по себе не имеет большого значения, если не удерживать цель его применения. Именно цель придает действию смысл и ценность. А цель жителя данной планеты состоит в развитии Разума до того состояния, когда он сможет высвободить свой потенциал из рутины и стереотипов обыденного существования, чтобы осознанно и целенаправленно совершать свое восхождение по ленте жизненных свершений.